Самое интересное от Яна Арта

А и Б сидели на трубе

A A= A+ 28.12.2009

Кого «сокращают» в банковской сфере?

Констатация того факта, что кризис стал катализатором естественного сокращения поголовья российского банкинга, стало уже общим местом.

Слабые, мол, уходят, сильные адаптируются. Пути сокращения – слияния и поглощения, уход в статус небанковских кредитных организаций и продажи старшим товарищам. Плюс Центробанк подсобил с повышением планки минимального капитала, да еще Минфин жаждет оставить в банкинге исключительно миллиардеров.

Все это вызывает споры и контраргументы, но в целом логично и понятно. И… очень «теоретично». Потому что на практике любое ЕСТЕСТВЕННОЕ сокращение легко превращается в сокращение по собственному желанию. Причем желанию не тех, кого сокращают, а тех, кто сокращает.

Уже из уст третьего персонажа, не последнего в российской финансовой индустрии, приходится слышать за последние месяца три о том, что под вопросом судьба БТА-банка. Да еще с такой хитрецой, что невольно заинтересовался, в чем же причина? Как там было в сказке Филатова – аль в салате по-милански не хватает трюфелей?

Что же такое «не то» с БТА-банком? Смотрим отчетность – да вроде ничего страшного. Нормативы выполняет. Резервы держит. Картинную галерею спонсирует. По облигациям исправно платит. Более того, совсем недавно оснастил один из своих офисов первым кредитным роботом. Который, как сообщалось в новостях, уже «консультирует и развлекает клиентов». В отличие, кстати, от сбербанковского робота, который пока научился развлекать только премьер-министра…

Так что не ладно в БТАтском королевстве? И тут выясняется, что не в роботах, конечно же, дело. А в людях. Которые не очень устраивают других людей.

Председателем совета директоров БТА-банка числится Мухтар Аблязов. В прошлом – министр экономики Казахстана, председатель совета директоров банка «Туран-Алем». Затем – лидер оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана» (довольно забавное, кстати, название, романтичное). После чего головной казахстанский БТА-банк, а затем и украинский БТА-банк резко сменил владельцев.

Словом, довольно обычная история. Не сошлись характерами большие люди. То ли не поделили чего, то ли выбор сделали какой-то неправильный. Ну, как водится, уголовное дело… Прокуратура соседнего государства, ясное дело, кричит: «Ко мне, Мухтар!». Мол, давай разбираться… Г-н Аблязов, понятное дело, не внемлет. Мол, знаем мы вас, как вы плохо играете… Эмиграция… Лондон… Дальше тоже все по канонам отечественной истории. Прямо-таки переписка Иоанна Грозного с князем Курбским. - Собака ты, князь, пес смердячий и «выблядок до десяти родов», - говорит один. - Сам ты собака, дорогой прези… - тьфу, ты черт! – царь-батюшка! - ответствует другой. Все в русле традиций. Прямо по незабвенному вестерну Юлия Гусмана: «Туда ехали – за ними гнались. Обратно едут – за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»…

И кто там прав, кто виноват – черт их разберет. Во всей этой истории неприятно поражает другое. А именно: три знающих человека сказали, что под вопросом судьба БТА-банка. Который, судя по всему, оказался заложником политических игрищ. Вместе со всеми своими клиентами, сотрудниками, неплохой, в общем-то работой, новациями и начинаниями. Ну как же, паны дерутся…

Не знаю, по каким критериям и в каких количествах пойдет сокращение российских банков. Но очень хочется надеяться, что не критериям политиканства и выяснения отношений «хозяв». Потому как иначе неизбежно повторится история 1918-го – мол, кто у власти, того и банки…


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3003